воскресенье, 16 июня 2013 г.

Основы характера йогина: яма и нияма


Большинство современных практикующих йогу и любителей древнейшей духовно- физической системы в недостаточной мере уделяют внимание нравственно-духовным аспектам в подходе к занятиям. В основном это связано с тем, что практикующие йогу, в большей степени сосредотачивают свой взгляд на внешней стороне асан и в меньшей, внутреннему состоянию сознания.

Но следовало бы напомнить, что базовыми понятиями в йоге, в начале пути йогина, служат два санскритских слова-термина: яма и нияма. Эти базовые понятия являются неразделимой частью сознания, практики и жизни йогина на всех уровнях развития на протяжении всего его пути.
Но чтобы чётко  знать, что представляют из себя две взаимосвязанные ступени йоги и облегчить их базовое понимание, в этой статье они приведены в последовательном порядке.

1 ступень – Яма

Она очищает читту (ментальная энергия), помогает выработать  самоконтроль и состоит из следующих  нравственных качеств характера:

Ахимса – непричинение вреда ни мыслью, ни делом, ни словом. Истинное качество ахимсы раскрывает  благожелательность в душе йогина.

Сатья – воздержание ото лжи, правдивость. Утвердившийся в сатье йогин, раскрывает  вак-сиддхи, которые позволяют реализовываться словам  в пространстве.

Астиям (Астейя) – нестяжание, неприсвоение чужого хитростью или силой. Нестяжание – непривязаность ко всему, что нам не принадлежит, развивает бескорыстие.

Апариграха – воздержание и неприятие никаких подарков, подношений, самодостаточность,  бескорыстие в мыслях, действиях, словах. Неприятие - непривязаность   ко всему, чем мы обладаем и считаем своей собственностью.
                     
Брахмачарья – наполнение Брахмой (Высочайшим духом), самоконтроль, воздержание, целомудрие  в мыслях,  делах, словах. Брахмачарья связана с половым воздержанием. Постепенный и умеренный  самоконтроль  над своими естественными потребностями приводит к изменению потока энергии из чувственных проявлений в  рост духовной потенции. 

Следование установкам ямы и соблюдение их  наполняет сознание йогина пониманием  ниямы и началом её осуществления.

2 ступень – Нияма

Она приводит к выработке  и постоянному укреплению фундаментальных свойств  характера, это качества  сознания, и указание: как  следует развивать и куда направлять энергию (прану).

Саучам  – чистота духовная и физическая.

Тапас – строгость, укрощение страстей. Аскеза, самодисциплина в тапасе (состояние невовлечённости во всё внешнее) ведет к собиранию внутренней энергии и направление её к высшему проявлению различных психических сил – мистических способностей (сиддхи).

Сантоза – самоудовлетворенность, довольство тем, что имеешь и чем обладаешь. Принятие вещей как они есть, развивает добродетельное качество, состояние, при котором йогин способен мужественно пребывать пред лицом самых тяжёлых превратностей (испытаний) судьбы.

Свадхиайя –  самоизучение, самопознание; называется упражнение, посредством, которого ученик прилежно повторяет священные слова (мантры) и Веды - которыми очищается саттва (телесная материя), мантры – это выражение нашего сознания и духа на языке богов (санскрит), трансцендентные звуки;

Ишвара пранидхана – молитва, набожность. Преданность, направленная внутрь; сосредоточение, а не разбрасывание энергии в религиозных внешних обрядах и церемониях.

Все перечисленные наставления представляют фундаментальные основы пути практикующего йогу.
В нияме практикующий йогин получает более тонкое понимание ямы. Нияма  являет собой аспект развития и укрепления воли и духа  йогина. К яме относиться  упорядоченный самоконтроль   и управление, к нияме – саморегуляция и равновесие сознания.
Если яма охватывает нравственные аспекты  бытия, то нияма представляет уже  собой духовные основания  самодисциплины.

Принятие и исполнение  этих 10  основ  делает практикующего  действительно настоящим йогином и формирует  новое качество его характера.



До следующих выпусков!
Подписка на новинки блога:


Нравится

Комментариев нет:

Отправить комментарий